Uchim biz
образовательный портал

Хороших методов существует ровно столько, сколько существует хороших учителей. (Д.Пойа)
Анкеты репетиторов

Добавить анкету


ПедСовет
Статьи на uchim.biz



Главная » Статьи » Репетиторам » Преподавание

Отношение автора к героям поэмы (на основании «Песни про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» М. Ю. Лермонтова).
Тема: Отношение автора к героям поэмы (на основании «Песни про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» М. Ю. Лермонтова).
Цели:
1) обучающая: а) научить сопоставлять образы литературных героев на основании различных критериев (внешний вид, отношение к женщине, проявление своего характера в психологически тяжелой ситуации и т. д.); б) рассказать о личности Ивана Васильевича.
2) развивающая: развить у учащихся следующие умения: а) определять авторский замысел, используя слова поэмы; б) сопоставлять наглядный материал с текстом, анализировать его, высказывать свою личную позицию относительно произведений искусства; в) развивать навыки общения в группе.
3) воспитательная: воспитывать нравственные идеалы учеников, почтение к русским христианским традициям, благородное отношение к женщине и уважение к русскому народу.
Средством наглядности служат иллюстрации к поэме М. Ю. Лермонтова: В. Г. Шварц «Пир у царя», И. Я. Билибин «Алена Дмитриевна и Кирибеевич», В. Васнецов «бой Кирибеевича с Калашниковым», работа Б. М. Кустодиева, В. И. Суриков «Палач».

Ход урока

I. Оргмомент .
II. Проверка домашнего задания (стр. 43, вопросы 1, 2 ,3 ,однако акцент делается на вопросе № 5, на основе которого и развертывается дальнейшая беседа для раскрытия заявленной темы урока. Ученикам дается задание найти цитаты, характеризующие героев Лермонтова).
Беседа: учитель задает классу вопросы, а ученики подтверждают ответы цитатами из произведения.
◙ Вы, наверняка, обратили внимание на то, как автор воссоздал внешний облик героев. Что внешность Кирибеевича и Калашникова помогает понять в их характере?
Кирибеевич:
«Бойки очи», «сильные плечи» - определение бойкий дает нам подсказку о внутреннем жаре опричника, готовности отстаивать свои интересы.
«Опустил головушку на широку грудь - / А в груди его была дума крепкая» - широкая грудь говорит о богатырской характере героя, показывает, насколько много в нем не только силы, мощи, грозности, но еще и каков простор для тайных, темных желаний и поступков.
Его одежда: «кушак шелковый», «шапка бархатная, черным соболем отороченная». Одежда далека от той, что носит простой русский народ, этим автор намекает на дистанцию между положением опричника и людей, находящихся не в столь привилегированном положении. Подчеркивается богатство Кирибеевича, он выгодный жених: «Красны девушки да молодушки на него любуются». Материальная разница показывает, что и взгляды на любовь, отношения и Кирибеевича могут быть другими, чем у незажиточного люда.
Учитель:
- Вспомните, как опричник пытается завладеть сердцем Алены Дмитриевны? Что сулит ей за объятия «хоть единый раз на прощание»? («Хочешь золота али жемчугу? / Хочешь ярких камней аль цветной парчи?». Т. о. можно сказать, что опричник желает купить уважение к самому себе. Он смешивает материальные и духовные ценности).
Калашников:
«Статный молодец», «соколиные очи», «могутные плечи распрямливает / да кудряву бороду поглаживает»
Учитель:
- Обратите внимание на эпитет «соколиный». Вспомните, какой смысл несет в себе это определение? Как относится автор к своему герою в случае, когда называет его ясным соколом? (в определении соколиный мы видим завуалированную ясность, зоркость взгляда, трезвость воззрений, мудрость. В русском народном творчестве, если автор хочет показать положительную оценку персонажа своего произведения, то называет доброго молодца ясным соколом, например в сказке «Финист - ясный сокол»)
- Сосредотачивает ли Лермонтов внимание на внешности купца при первом нашем знакомстве с ним? В каком эпизоде автору важно обрисовать облик Калашникова? (во 2-й главе Лермонтов дает лишь одно определение внешности Калашникова – «статный», т. е. стройный, хорошего пропорционального телосложения, ничего не говорится о его одежде, оружии, глазах и т. д. Детализируется образ в самом ярком эпизоде «Песни» - кулачном бою на Моске-реке).
- На чем Лермонтов сделал акцент, когда изображал этих двух героев? Почему мы не находим в тексте описания одежды, богатства купца Калашникова? (В отличие от Кирибеевича Калашников не обладает в произведении материальной атрибутикой, в понимании его образа важна духовная составляющая характера, речи, поступки, а описание достатка здесь не является принципиальным).
◙ Каково отношение героев к Алене Дмитриевне (как проявляется любовь к ней, к каким поступкам побуждает)?
Кирибеевич:
- Что мы замечаем в поведении персонажа в сцене царского пира?
Опричник Кирибеевич стоит перед Иваном Васильевичем не жив, не мертв: «Удалой боец, буйный молодец, / В золотом ковше не мочил усов; / Опустил он в землю очи темные, / Опустил головушку на широку грудь - / А в груди его была дума крепкая». Он говорит: «Сердца жаркого не залить вином. / Думу серую – не запотчевать!» Создается впечатление, что речь идет о тихо страдающем от своей неразделенной любви молодце с благородными намерениями. Такое поведение вызывает даже жалость к герою.
Комментированное чтение: один из учеников зачитывает описание Алены Дмитриевны (стр. 29). Затем учитель просит его дать свой комментарий литературным строкам (Описание Алены Дмитриевны - самое живое, яркое, «портретное» в тексте поэмы. Купец не жалеет эпитетов и метафор в речевом изображении возлюбленной. Все здесь выражает восхищение, почтение, преклонение Кирибеевича перед женской красотой).
- Каким мы видим опричника во 2-й главе? Как он проявляет себя по отношению к жене Калашникова?
Во 2-й главе перед нами с наибольшей яркостью раскрывается истинная сущность чувств Кирибеевича к Алене Дмитриевне. Он «осрамил» ее перед «соседушками», неуважительно отнесся к ее чести. Любовь его требовательна и даже жестока, поэтому жена Калашникова предстает перед мужем в таком виде: «Перед ним стоит молода жена, / Сама бледная простоволосая, / Косы русые расплетенные / Снегом-инеем пересыпаны; / Смотрят очи мутные, как безумные; / Уста шепчут речи непонятные».
- Может ли настоящая любовь быть такой? (нет, любовь это – уважение, согласование желаний любимого со своими, бережное отношение к ее чувствам).
Калашников:
- Вспомните, как герой встречает жену? (1-н ученик зачитывает; стр. 33).
Слово учителя: «Слова Калашникова в адрес Алены Дмитриевны ни в коем случае не являются свидетельством его нелюбви к ней: во-первых, в них выражается боль и страх за любимую, а во-вторых, согласно традиции на Руси в те времена малейший намек на измену супруги мог подорвать репутацию мужа. Брачные узы были незыблемой ценностью, а святые иконы при венчании не пустым звуком».
- Что предпринимает купец после страшного рассказа Алены Дмитриевны? (он решает отомстить за свою честь и честь Алены Дмитриевны, созывает двух братьев и предлагает им вместе выступить на кулачном бою).
Слово учителя: Обратите внимание, насколько были крепки родственные узы, если братья готовы пойти на смерть, но спасти честь и достоинство Калашникова.
Заметьте, какие разные чувства испытывают наши герои по отношению к Алене Дмитриевне: у Кирибеевича любовь – всего лишь сладкие речи, сопровождающиеся дурными поступками; у Калашникова же наоборот – напускная грозность и неподдельная храбрость, желание постоять за честь.
◙ Каково внутреннее состояние героев, поведение в сцене кулачного боя: зачем каждый из них вышел на поединок?
Кирибеевич:
Опричник прибыл на «сражение» в боевом настроении, он храбрится, считает, что не найдет себе равного по силе: «Присмирели, небось, призадумались! / Так и быть, обещаюсь, для праздника, / Отпущу живого с покаянием». Он и на Калашникова смотрит сверху вниз, с пренебрежением: «Ты какого роду-племени, / Каким именем прозываешься? / Чтобы знать, по ком панихиду служить, / Чтобы было чем и похвастаться»
- Как меняется состояние Кирибеевича после речи Калашникова? (храбрость переходит в трусость: «Побледнел в лице, как осенний снег: / Бойки очи его затуманились, / Между сильных плеч пробежал мороз, / На раскрытых устах слово замерло…»)
Калашников:
Герой полон хладнокровного спокойствия, соблюдает церемониал: «Поклонился прежде царю грозному, / После белому Кремлю да святым церквам, / А потом всему народу русскому». Калашников ведет себя как мудрый человек в своем представлении Кирибеевичу, не опровергает возможность своей гибели, а просто говорит: «По одному из нас будут панихиду петь, / И не позже, как завтра в час полуденный; / И один из нас будет хвастаться, / С удалыми друзьями пируючи…»
Кирибеевич вышел показать свою мощь, непобедимость, потешить царя. Для купца же бой – не игрушка, а настоящая борьба за нравственность, достоинство, он никому и ничего не желает доказывать.
- Почему, готовясь к бою, Кирибеевич кланяется только царю, а Калашников – всему народу русскому? (это свидетельствует о разнице в социальном положении героев: опричник принадлежит к так называемому «высшему обществу», ему далеки интересы народа, а Калашников – выходец из живой народной среды, представитель удалого русского народа. Этим автор словно подчеркивает, что купцу нужна не поддержка могучего, властного, но далекого от него Ивана Грозного, а держащихся друг за друга народных сил).
◙ Чтение по ролям: ученики читаю 2 диалога: Кирибеевича с царем на пиру (I) и Калашникова с царем после поединка (II). Перед этим предлагается подумать над вопросами (исполнительский анализ):
Беседа:
А) В каком состоянии находятся герои, чем оно вызвано?
I. Кирибеевич грустен и молчалив, он даже не хочет выпить во славу царя с другими опричниками. Смиренно отвечает на обвинения царя в зависти и недовольстве его богатством: «А прогневал я тебя – воля царская; / прикажи казнить, рубить голову». Причина такого состояния героя – страсть к Алене Дмитриевне.
II. Калашников открыт душой, ему нет чего срывать от царя, он напрямую говорит, что убил царского опричника по своей воле.
- Ощущается ли разница в социальном положении купца и Ивана Васильевича? (нет, Калашников ведет себя с царем как с равным, не считая, что он должен отчитываться в причине убийства Кирибеевича. Он говорит: «А за что про что – не скажу тебе, / Скажу только богу единому». Но в тоже время, прося царя заступиться за свою семью, купец признает авторитет и значимость Ивана Грозного).
Б) В чем они хотят убедить царя?
I. Кирибеевич пытается показать свои нежнейшие чувства к Алене Дмитриевне перед царем. Говорит, что без воли, свободы ему не важно наличие заполненной казны. Опричник стремится показать свои самоотреченные взгляды: «Отпусти меня в степи приволжские, / На житье на вольное, на казацкое. / уж сложу я там буйную головушку / И сложу на копье басурманское…»
II. Калашников выступает как человек, у которого есть своя правда, которую он откроет «только богу единому. В каждой строчке звучит независимость от людского мнения. Он сам готов подписать себе приговор: «Прикажи меня казнить – и на плаху несть / Мне головушку повинную».
- Как вам кажется, почему купец не стал умолять царя о помиловании? (Несколько раз мы находим в тексте, что Калашников – настоящий христианин, а для любого верующего человека убийство – тяжкий грех, поэтому не мыслимо, чтобы Калашников остался жив: даже если бог ему это простит, то он сам не забудет пролитой крови).
В) Как раскрывается натура героев, когда они отвечают царю?
I. С самого начала речи Кирибеевича ощущается его отношение к царю как к великой силе русского государства, он выражает на словах свое почтение и уважение к Ивану Васильевичу: «Государь ты наш, Иван Васильевич! / Не кори ты раба недостойного». Мы чувствуем, что это человек, не способный сделать шаг в сторону без позволения своего «владыки» (он раб не только по положению, но и сердцем).
II. В речи Калашникова слышится отстраненность от царя: «Православный царь» (в отл. От обращения Кирибеевича). Здесь нет плебейской учтивости, желания показать покорность. Он свободен сердцем и душой.
◙ Как относятся к Кирибеевичу и Калашникову гусляры, в каких словах это выражается? На чьей они стороне? (гусляры видят в Кирибеевиче человека с живой душой, затаившего свои темные мысли под маской добродетели: «Обманул тебя твой лукавых раб, / Не сказал тебе правды истинной…». Кирибеевич, как подчеркивается в тексте, человек, постоянно хвалящийся своей силой, храбростью, а на поверку оказывающийся трусом).
◙ Как гибнет каждый из героев и какую память о себе оставляет?
Калашников погибает по своей собственной воле.
Учитель: у него т. о. был выбор, чем выделяется его истинная человеческая натура, т.к., как известно, только у людей есть выбор, по какому пути пойти.
А Кирибеевичу отомстили за попрание христианских устоев.
Учитель: Заметьте, о месте захоронения опричника в тексте не говорится, а могила купца описана достаточно подробно.
- Как выглядит место, где был похоронен Калашников? Как вы думаете, почему на ней нет имени?
Ученики зачитывают описание могилы. Безымянная могилка с кленовым крестом свидетельствует о том, что даже после смерти купец остается выходцем из народа. Безымянность здесь не означает полную забытость: «Пройдет стар человек – перекрестится, / Пройдет молодец – приосанится, / Пройдет девица – пригорюнится…». Отсутствие имени говорит об общей значимости таких могил для русского народа, образ Калашникова – это один из миллионов русских лиц простых людей.
◙ Учитель зачитывает следующие характеристики героев М. Ю. Лермонтова, которые им дал критик В. Г. Белинский:
«Любовь [его] – не шуточное дело, не простое волокитство, но страсть натуры сильной, души могучей. Вы понимаете, что для этого человека нет середины: или получить, или погибнуть! Он вышел из-под опеки естественной нравственности своего общества, а другой, более высшей, более человеческой, не приобрел: такой разврат, такая безнравственность в человеке с сильною натурою и дикими страстями опасны и страшны…»
«Это один из тех упругих и тяжелых характеров, которые тихи и кротки только до тех пор, пока обстоятельства не расколыхают их, одна из тех железных натур, которые и обиды не стерпят, и сдачу дадут… Есть души, лозунг которых – все или ничего, которые не хотят запятнанного блаженства, раз потемненной славы…»
Учитель: о ком здесь говорит критик? Согласны ли вы с мнением Белинского? Помогли данные слова по-новому взглянуть вам на лермонтовских героев?
III.Далее учитель предлагает ученикам обсудить личность Ивана Грозного,образ которого в поэме сложен и неоднозначен. Учитель дает сообщение о личности Ивана Васильевича Грозного.
"Песня про...купца Калашникова" была напечатана в 1838 году. В.Г. Белинский писал: "Здесь поэт от настоящего мира неудовлетворяющей его русской жизни перенесся в ее историческое прошедшее, подслушал биение его пульса, проник в сокровеннейшие и глубочайшие тайники его духа, сроднился и слился с ним всем существом своим, обвеялся его звуками, усвоил себе склад его старинной речи, простодушную суровость его нравов, богатырскую силу и широкий размет его чувства”. Поэтому не возможно изучать поэму, не рассматривая личность царя Ивана Васильевича Грозного: он ярчайший представитель своей эпохи, его деятельность наложила отпечаток на все мироощущение русского народа.
Царь Иван Васильевич Грозный стал великим князем московским в 1533 г. В 1547 г. он принял царский титул, сделавшись, таким образом, первым русским царём. При нем в 1565г. была введена опричнина, установились торговые связи с Англией, создана первая типография в Москве, присоединены Казанское и Астраханское ханства. В 1558—1583 велась Ливонская война за выход к Балтийскому морю и упорная борьба против нашествий крымских татар, началось присоединение Сибири.
Но Иван IV вошел в историю не только как завоеватель. Он был одним из самых образованных людей своего времени, обладал феноменальной памятью, богословской эрудицией. Он автор многочисленных посланий (в том числе к Курбскому), канона Архангелу Михаилу. Царь способствовал организации книгопечатания в Москве и строительству храма Василия Блаженного на Красной площади. Он любил читать, интересовался описанием жизни великих царей прошлого. Иван Грозный был обладателем крупнейшей в Европе библиотеки.
При нём же русский народ встретился и с невероятной жестокостью, деспотизмом, с так называемым, террором. Карамзин Н.М. так пишет об Иване Васильевиче в «Истории государства Российского»: «Иоанн имел разум превосходный, не чуждый образования и сведений, соединенный с необыкновенным даром слова...; хвалился милостию и щедростию, обогащая любимцев достоянием опальных бояр и граждан; хвалился правосудием, карая вместе, с равным удовольствием, и заслуги и преступления; хвалился духом царским, соблюдением державной чести, велев изрубить присланного из Персии в Москву слона, не хотевшего стать перед ним на колена, и жестоко наказывая бедных царедворцев, которые смели играть лучше державного в шашки или в карты,.. и если иго Батыево унизило дух россиян, то, без сомнения, не возвысило его и царствование Иоанново».
Однако характеристика, данная Грозному царю одним из его современников, показывает нам иные качества Ивана Васильевича. "Обычай Иоаннов есть соблюдать себя чистым пред Богом. И в храме, и в молитве уединенной, и в совете боярском, и среди народа у него одно чувство: "Да властвую, как Всевышний указал властвовать своим истинным Помазанникам!" Суд нелицеприятный, безопасность каждого и общая, целость порученных ему государств, торжество веры, свобода христиан есть всегдашняя дума его. Обремененный делами, он не знает иных утех, кроме совести мирной, кроме удовольствия исполнять свою обязанность; не хочет обыкновенных прохлад царских... Ласковый к вельможам и народу - любя, награждая всех по достоинству - щедростию искореняя бедность, а зло - примером добра, сей Богом урожденный Царь желает в день Страшного суда услышать глас милости: «Ты еси Царь правды!»
Умер Иван Грозный в 1584 г., незадолго до того в порыве ярости убив собственного сына. После него осталась разорённая и взбаламученная страна, а также исторические предания о грозном царе. Далее следует беседа:
Учитель:
— Вспомните, в каком настроении Иван Васильевич находился на пиру? Не слишком ли оно изменчиво? (Ответ: Царь улыбается, он как будто весел, благодушен. Но, если внимательно присмотреться, то можно заметить, как часто «тучки синие» набегают на «солнце красное». Радость пирующих кратковременна и эфемерна)
— О чем, по мнению царя, можно горевать опричнику Кирибеевичу? На что в характере царя указывают такие его суждения? (Ответ: Царь считает, что причина угрюмости Кирибеевича кроется в том, что парчевой кафтан истерся, что шапка соболиная измялась, казна поистратилась, сабля закаленная зазубрилась. Человеку грубому и развращенному властью, Ивану Грозному чуждо представление о всепоглощающих любовных переживаниях)
— Виноват ли царь в преступной попытке Кирибеевича разрушить семейное счастье Калашникова? (Ответ: Здесь нет непосредственной вины Ивана Васильевича. Но царь повинен в том, что сделал возможными преступления таких, как Кирибеевич, возвысив их, оградив от народного гнева и создав в стране атмосферу неправды и произвола)
Слово учителя: Почему «Песня…» открывается сценой пира у Ивана Грозного, а заканчивается картиной, в которой царь появляется опять? Очевидно, без фигуры царя столкновение Калашникова с Кирибеевича приобрело бы характер семейно-бытовой драмы. Присутствие государя, покровителя, а затем и активного защитника опричника, усиливает общественное звучание конфликта. Калашников не просто мстит обидчику, пусть даже именитому, а выступает против произвола и несправедливости, насаждаемых самодержавием: подняв руку на опричника, купец тем самым идет против царя.
Г. Н. Поспелов пишет о Калашникове: «Защитник дома и чести проявляет перед лицом самодержавия и перед лицом смерти такое непоколебимое мужество, такую стойкость и смелость, которые могут быть названы героическими. Борец за правое дело становится мучеником за правду».
— Как вы думаете, почему характеристика Кирибеевича исходит из уст царя, а оценку Калашникову дают гусляры? (Ответ: Кирибеевич – царский опричник, верный слуга Ивана Грозного, никто лучше, чем сам царь, не знает его, а Калашников – народный «сын», поэтому именно гусляры, как представители народа и знакомят нас с купцом. Можно сказать, что опричник неизвестен народу)
Слово учителя: В центе поэмы – образ человека из народа. Защиту человеческого достоинства Лермонтов ведет с позиции народной морали. «В смысле классической законченности, - писал А. В. Луначарский, - это произведение стоит на равной высоте с лучшими творениями Пушкина. Но разве не чувствуется, что в нем есть заряд гигантского мятежа?»
— На чьей стороне должен быть царь в сцене кулачного боя? (Ответ: Он должен быть на стороне своего опричника, т.к. тот представляет интересы царя, является его соратником. А Калашников посмел бросить вызов Кирибеевичу, поэтому царь казнит купца)
Слово учителя: По мнению ученых-историков, образ Грозного сложен. Царь казнит Калашникова после того, как тот убивает Кирибеевича, не зная причины этого убийства – оскорбление жены купеческой. Он обещает позаботиться о семье Калашникова, но в то же время его слова пронизаны жестокостью к осуждённому: “Я топор велю наточить-навострить…” Таким образом, царский суд расходится с судом народа, который поёт славу Калашникову.
— Чья точка зрения на купца Калашникова ближе вам, народная или царская? Аргументируйте ответ.
— Какая важная проблема подымается в поэме? (Ответ: Проблема чести и человеческого достоинства)

◙ Работа с наглядным материалом.
На доске висят репродукции иллюстраций к поэме Лермонтова: В. Г. Шварц «Пир у царя», И. Я. Билибин «Алена Дмитриевна и Кирибеевич», В. Васнецов «бой Кирибеевича с Калашниковым», работа Б. М. Кустодиева, В. И. Суриков «Палач».
Учитель спрашивает учеников, совпадает ли их представление о героях с тем, что изобразили художники? Что показывают они на своих картинах?

IV.Обобщение: учитель дает задание 2-м ученикам кратко нарисовать словесные портреты Кирибеевича , Калашникова и Ивана Грозного.
IV. Подведение итогов , урока, оглашение оценок.
V. Домашнее задание: выучить отрывок из поэмы , конспект статьи «тема и идея произведения. Поэма»

репетитор русского языка Ольга Николаевна

Категория: Преподавание
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Мы рекомендуем

О проекте | Анкеты репетиторов | Обратная связь © 2009 - 2024 uchim.biz - НАЙТИ РЕПЕТИТОРА – ЛЕГКО Хостинг от uCoz
03.05.2024 Использование материалов допускается только при наличии активной ссылки Образовательный портал Uchim.biz