Uchim biz
образовательный портал

Хороших методов существует ровно столько, сколько существует хороших учителей. (Д.Пойа)
Анкеты репетиторов

Добавить анкету


ПедСовет
Статьи на uchim.biz



Главная » Статьи » Ученикам » ВУЗы

РОЛЬ ИДЕОЛОГИИ В УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ
Термин «идеология» появился в конце XVIII столетия. Впервые его ввёл в оборот французский философ, экономист и политический деятель Дестют де Траси в работе «Элементы идеологии». В этом сочинении обосновывалось значение идеологии (в широком смысле) как системы идей, призванной восстановить единство наук. Исходя из принципа, что наши знания происходят из ощущений, он утверждал, будто «идеология» – учение об идеях, что позволяет установить незыблемые основы для политики, этики, воспитания. Основоположники марксизма в своих работах использовали термин «идеология» для обозначения такого сознания, когда знание об обществе рассматривается сквозь призму социально-классовых интересов. На формирование современных подходов к пониманию термина «идеология» оказала концепция немецкого социолога К. Маннгейма. В нашем же представлении, идеологию следует рассматривать как непосредственную тесную связь с политикой. Для более глубокого осмысления данного феномена предлагаем проанализировать, как трактуется понятие «идеология» в различных источниках.
1. Идеология – идея + гр. logos понятие, учение – система идей, представлений, понятий, выраженная в различных формах общественного сознания (в философии, политических взглядах, морали, искусстве, религии) [4, с.477].
2. Идеология (от идея + -логия) – 1) система взглядов, представлений, идей какого-л. общества, класса, политической партии; 2) совокупность связанных между собой идей, выступающих как основа конкретных действий [1, с.96].
3. Идеология – система взглядов, идей, выражающая отношение к действительности людей, классов, групп, партий, оставляющая их мировоззрение, разрабатываемое теоретиками, идеологами. Оказывает активное влияние на общество и отдельную личность [5, с.96].
4. Идеология, -и, ж. Система взглядов, идей, характеризующих какую-нибудь социальную группу, класс, политическую партию, общество [3, с.205].
5. Идеология (от идея и греч. λоƴоς – слово, понятие, учение), система взглядов и идей, в которых осознаются и оцениваются отношения людей к действительности и друг к другу, социальные проблемы и конфликты, а также содержатся цели (программы) социальной деятельности, направленной на закрепление или изменение (развитие) данных обществ, отношений [6, с.199].
Известно, что воспитание берет свое начало с развития древнегреческой и древнеримской цивилизаций. Уже тогда возникали специальные воспитательно-образовательные учреждения, появлялись лица, занятием и профессией которых стало обучение детей, а также выстраивались определенные теории и идеи осуществления педагогического процесса. Для становления педагогической мысли античности первостепенную роль сыграли мыслители-философы, в концепциях которых были отражены бесценные идеи о воспитании. Сократ видел цель воспитания в развитии мыслительных способностей человека, познании самого себя. Платон возлагал на воспитание особую функцию – заботу о наиболее полном развитии человека. Аристотель своими взглядами оказал огромное влияние на развитие философской педагогической мысли не только античности, но и средневековья.
В период раннего средневековья в практике воспитания и обучения причудливо переплелись языческая, античная и христианская традиции. Ранняя церковь обратила свое внимание исключительно на задачи нравственного возрождения общества. Зарождалась новая система воспитания, которая была совсем не умственно-образовательной, и интеллектуальный компонент занимал в ней далеко не лидирующие позиции. Идеальными чертами истинного рыцаря считались жертвенность, послушание и личная свобода. Мыслители эпохи Возрождения обогатили программу классического образования, добавив в нее изучение античной литературы. Основой для формирования педагогической триады Ренессанса послужили античность, средневековье и идеи-предвестники нового общества. Лозунгом этого периода становится взятое из античности изречение: «Я – человек, и ничто человеческое мне не чуждо». Вместо религиозной аскетической идеи о греховности плоти, в центр внимания был поставлен культ жизнерадостного, гармонично развитого и активного человека, умеющего ценить жизнь и наслаждаться ею. Провозглашалась мораль свободной в духовном, чувственном и рациональном аспектах человеческой личности.
Мощное прогрессивное направление в зарубежной педагогике в начале XX века, известное как «новое воспитание», или «реформаторская педагогика», объединило педагогов, философов, и психологов, осуждающих традиционную педагогику за ее оторванность от реальной жизни, ограничение деятельности воспитанника регламентированными возможностями, за лишение его права на самостоятельность и инициативу в познавательной активности.
Сегодняшнее состояние образования далеко не в полной мере отвечает объективным требованиям социального прогресса. Причины кризиса довольно многочисленны, и их можно условно разделить на гуманитарные науки и специфические, относящиеся к компетенции педагогики. Как следствие, внутренний мир личности при осуществлении педагогического воздействия игнорируется; преобладает императивный и оперативный стили управления, для которых характерны монологизированное воздействие, пресечение инициативы и творчества воспитанников. Другой проблемой нам представляется проблема деидеологизации методологических оснований педагогики на современном этапе.
Ощутив возникшие проблемы не только для нынешней молодежи, но и будущих поколений и общества в целом, уже в начале 90-х годов Министерство образования Республики Беларусь инициирует серьезную исследовательскую работу по
переосмыслению подходов к воспитанию подрастающего поколения. А точкой отсчета в научной разработке проблем воспитания студенческой молодежи послужило проведение в феврале 1997г. Международной научно-практической конференции «Теория и практика работы в высших учебных заведениях», где был систематизирован и обобщен практически весь спектр разработки проблем воспитания, имевшихся на этот период времени в вузах Республики Беларусь. Анализ работы конференции позволил сформулировать ряд основополагающих концептуальных выводов: государственное образование не может существовать без идеологических основ, которые и есть фундамент его единства и целостности. Республике нужна идеология, построенная на основах изучения белорусской культуры, истории своего народа, на воспитании высокой гражданской позиции, формировании нравственной личности, здорового отношения к государству и обществу. Результатом чего вполне резонно и явился вышедший в свет в 2004 году учебник «Основы идеологии Белорусского государства», в котором раскрывается содержание таких важнейших компонентов идеологии белорусского государства, как теория, история и методология идеологических процессов, динамика идеологических процессов, государственная политика в идеологической сфере.
Роль идеологии особенно остра в настоящее время, когда в стране происходит реформирование высшей школы. Как отмечает А.Г. Лукашенко, «Сегодня в Беларуси идеологическую работу надо вести в принципиально иных условиях – свободы слова, свободы печати и многочисленных сложностей и трудностей. В условиях, когда территория страны свободно простреливается во всех направлениях мощнейшими информационными потоками, в том числе и откровенно враждебными, необходимы другой, более высокий уровень пропагандистского мастерства, знания жизни, реальных проблем людей, умения доходить до сердца и ума человека и, конечно же, убежденность и искренность» [3].
В высшем учебном заведении эта ответственная государственная задача возлагается на куратора студенческой группы. Немаловажным фактором успешности воспитания подрастающего поколения является неординарная личность куратора, его профессиональная компетентность, нравственная культура, гражданственность и нацеленность на конечный продукт: воспитание современной молодежи, готовой гореть, а не тлеть, процветать, а не прозябать, светить, а не мерцать.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Булыко, А.Н. Словарь иноязычных слов. Актуальная лексика / авт. –сост. А.Н. Булыко. – Мн.: ООО «Харвест», 2006. – 656 с.
2. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Словарь по педагогике. – Москва: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д: Издательсий центр «МарТ», 2005. – 488 с.
3. Лукашенко А.Г. Сильная и процветающая Беларусь должна иметь прочный идеологический фундамент. // Доклад Президента А.Г. Лукашенко на постоянно действующем семинаре руководящих работников республиканских и местных государственных органов по вопросам совершенствования идеологической работы. Советская Белоруссия. 28 марта 2003г.
4. Надель-Червинская М.А., Червинский П.П. Большой толковый словарь иностранных слов, т.1 – г. Ростов-на-Дону: «Феникс», 1997г. –544 с.
5. Ожегов С.И. Словарь русского языка: Ок. 57 000 слов / Под ред. докт. филол. наук, проф. И.Ю. Шведовой. – 16-е изд., испр. – М.: Рус. яз., 1984. – 797 с.
6. Философский энциклопедический словарь / Гл. редакция: Л.Ф. Ильичев, П.Н. Федосеев, С.М. Ковалев, В.Г. Панов – М.: Сов. Энциклопедия, 1983. – 840 с.


С уважением, репетитор английского языка, Сергей Викторович

Категория: ВУЗы
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Мы рекомендуем

О проекте | Анкеты репетиторов | Обратная связь © 2009 - 2016 uchim.biz - НАЙТИ РЕПЕТИТОРА – ЛЕГКО Хостинг от uCoz
08.12.2016 Использование материалов допускается только при наличии активной ссылки Образовательный портал Uchim.biz