Uchim biz
образовательный портал

Хороших методов существует ровно столько, сколько существует хороших учителей. (Д.Пойа)
Анкеты репетиторов

Добавить анкету


ПедСовет
Статьи на uchim.biz



Главная » Статьи » Репетиторам » Преподавание

Ролевые игры на занятиях по русской литературе
Ролевые игры на занятиях по русской литературе

Давайте вспомним строки всех нам известных писателей:

Все мы, святые и воры,
Из алтаря и острога,
Все мы - смешные актеры
В театре Господа Бога.
Н. Гумилев

Человек играет только тогда, когда он в полном значении слова человек, и он в полном значении слова человек лишь тогда, когда он играет.

Ф. Шиллер

И, конечно, ставшее афоризмом следующее утверждение У. Шекспира: «Жизнь- театр, а люди в нем актеры»

Все вышеперечисленное подводит к мысли о том, что игра- это естественный и неотъемлемый процесс жизнедеятельности человека, проявляющийся на всех этапах его развития. И действительно, первоначально детская игра - это исторически возникший вид деятельности, заключающийся в воспроизведении детьми действий взрослых и отношений между ними и направленной на познание окружающей действительности. Игра служит одним из важнейших средств физического, умственного и нравственного воспитания и самовоспитания детей. Человек играет в любом возрасте, однако делает он это по-разному и играет в разные игры. Кроме того, все поведение человека рассматривается как совокупность трансакционных ролей: в университете мы исполняем роль студента, в транспорте - пассажира, дома- сына или дочери и так можно продолжать до бесконечности. Закономерно встает вопрос: если игра так естественна для человека, то почему бы не применить ее как своеобразную технологию обучения, в нашем случае - на занятиях по русской литературе?
Наряду с различными видами игр: интерактивная, деловая, с правилами и т. д. отдельно выделяется игра ролевая. Что же это такое? Это вид драматического действия, участники которого действуют в рамках выбранных им ролей, руководствуясь характером своей роли и внутренней логикой среды действия, а не внешним сценарием поведения. То есть то, как будут развиваться события, зависит именно от действий игроков. Таким образом, сам процесс игры представляет собой моделирование группой людей той или иной ситуации.
Слово роль происходит от латинского rotula (небольшое колесо или круглое бревно), которое позднее стало означать скрученный в трубочку лист бумаги, на котором записывали слова пьес для актеров. Само понятие «ролевые игры» появилось лишь в ХХ веке. Прототипом ситуационно-ролевых игр явились импровизированные драматические игры на заданную тему, разработанные в 1946 году Дж. Морено.
С середины 1950-х гг. применение ролевых игр в США пошло двумя путями. Их стали широко использовать в психотерапии, включая группы личностного роста, социометрию, психодраму, гештальттерапию, а также группы встреч.
Другой областью применения ролевых игр стали тренинговые группы, задачи которых – саморазвитие и самосовершенствование, а не психотерапия. Это направление было создано в основном с целью развития в людях навыков руководителей, поведения в больших и малых группах, конструктивного взаимодействия, разрешения конфликтов, формирования самовосприятия и восприятия других.
В нашей стране термином «ролевые игры» начал пользоваться детский психолог Эльконин применительно к детским играм типа «Школа», «Дочки-матери», «Больница», в которых дети принимают на себя какие-то роли и действуют в игре, как действовали бы их персонажи. Со временем это понятие приобрело более широкий смысл. Многим людям стало понятно, что ролевые игры с определенными правилами и героями могут быть интересны и для взрослых. Так, в конце 80-х годов в среде неформального молодежного движения возник целый ряд клубов, для которых ролевые игры стали основной формой деятельности. Наиболее яркий пример — клубы любителей произведений Дж.Р.Толкиена (так называемых толкиенистов). Сейчас ролевые игры разработаны настолько глубоко, а формы их настолько различны, что весьма трудно подобрать удовлетворительное определение для ролевых игр в целом. Действительно, определения дидактической и развлекательной игры должны отличаться друг от друга. Если оставить за скобками целеполагание ролевых игр, то можно сказать, что в настоящее время под этим словосочетанием понимается игровое моделирование реалий действительности или художественного произведения.
Богато и многообразие ролевых игр, которые делятся на виды в зависимости от времени протекания (от десяти минут до нескольких дней), формы бытования (письменные — устные, динамичные — статичные), количества участников (одиночные — массовые) и т.д. Выбор той или иной формы определяется характером и целями занятия.
Каковы основные понятия и характеристики ролевых игр? К основным характеристикам ролевых игр относят:
- наличие модели управляемой системы, включенной в конкретную социально-экономическую систему. Такой моделью может стать фабрика, завод, магазин, музей, библиотека или отдельное подразделение какой-либо организации с достаточно подробным описанием специфики и имеющихся ресурсов;
- наличие ролей;
- различие целей участников игры, исполняющих разные роли;
- взаимодействие ролей;
- наличие общей цели у всего игрового коллектива;
- многоальтернативность решений;
- наличие группового или индивидуального оценивания деятельности участников игры;
- наличие управляемого эмоционального напряжения.
Также для раскрытия сущности ролевой игры необходимо знать следующие понятия:
• Игровое поле (коммуникативное пространство) – это специально подготовленное и организованное пространство, оборудованное для удобств игрового интерактивного взаимодействия, коммуникативной работы в командах, совместны дискуссий и пленумов. Место проведения игрового занятия оказывает существенное влияние на его эффективность и удовлетворенность участников. Для создания располагающей обстановки можно использовать музыку, плакаты, картины и другие предметы антуража.
• Мир игры - это мир, в котором происходит действие игры, как правило, он представляет собой вполне достоверную модель нормального мира и не обязательно нашего. Из этого следует то, что в этом мире есть свои законы природы, действующие на все и всех в нем, на игроков том числе, и эти законы могут коренным образом отличаться от правил и установок реальной действительности.
• Мастер игры – это человек, который определяет сценарий и контролирует ход игры. В нашем случае мастером игры является учитель, который в зависимости от того или иного вида игры может выполнять функцию мониторинга, ресурсного центра, стороннего наблюдателя или активного участника.
• Игрок- человек, исполняющий ту или иную роль.
• Персонаж- это герой, живущий в мире игры. Он может существенно отличаться от игрока своими умениями, качествами и даже характером. Персонаж никак не зависит от реальных умений и знаний, хотя они могут накладывать свой отпечаток. Таким образом, персонаж отделен от игрока - он существует лишь в его воображении. Но вместе с тем во время игры - это он сам. Внутри игрового мира персонаж вполне полноценная личность, как и прочие обитатели мира. Для хорошей игры надо понимать следующие вещи: - игрок и персонаж существуют в разных мирах. Если угодно, это две разные роли (ипостаси), и в каждый момент можно выступать лишь в одной из них. Необходимо разделять действия игрока и персонажа. Особенно нежелателен перенос событий и отношений из игры в реальный мир и наоборот.
-Необходимо различать информацию, известную игроку и персонажу. Есть вещи, которые персонаж не знает или не может знать, но при этом известные игроку. Такие вещи называются неигровой информацией. Использование такой информации, как правило, портит игру либо приводит к абсурду.
Самое главное, что необходимо запомнить: ролевые игры, которые заучиваются и проигрываются для других учащихся, не являются больше ролевыми играми, а называются драматическими представлениями. Ролевая игра касается в основном процесса игры, а не готового продукта. Динамические ролевые игры представляют собой спектакль без сценария, в котором каждый получает роль, но никто не говорит, как нужно себя вести. Действовать нужно так, как действовал бы герой.
Итак, как же можно использовать ролевые игры на занятиях по русской литературе и насколько это эффективно и целесообразно? Мы знаем, что активизация познавательной деятельности учащихся, развитие их мышления – это общая задача школы. Очевидно, что эта общая задача реализуется в каждой учебной дисциплине по-разному, в зависимости от их специфики. Изучение же литературы все больше и больше уходит в сторону сложной дифференциации, открывает сегодня пути к постижению общечеловеческого значения, а проникновение в смысловую глубину художественного текста органично сочетается с раздумьями о насущных проблемах. В основе прочтения литературных произведений, по мнению огромного числа педагогов-филологов, лежит соотнесенность художественного творения с жизнью. Поэтому урок литературы не может просто обеспечивать учащихся необходимой суммой знаний по литературе. Цель литературного образования справедливо видеть в формировании духовной энергетики личности учащегося через эстетический и этический потенциал художественного текста. Уже с уверенностью можно сказать, что один из способов избежать угрозы отчуждения читателя от живого текста – это литературная игра, которая наилучшим образом помогает разрушить те невидимые стены, что зачастую становятся непреодолимой преградой между книгой и школьником. Игру многое роднит с искусством, особенно словесным, т. к. игра – исток художественного мышления и творчества. Достоинство литературных игр состоит еще и в том, что они раскрепощают сознание. Благодаря им на уроке создается вольная атмосфера, столь необходимая для постижения произведений искусства. Ситуация психологической раскованности на занятиях литературой пробуждает личностный подход к оценке художественного текста, открывает возможность непринужденного контакта с художником.
Как трансформируется и какие формы приобретает ролевая игра на уроках по русской литературе? Наиболее простой уровень включения ролевых игр в процесс обучения — использование ролевых элементов в письменных заданиях. Например, можно предложить детям написать письмо от имени литературного героя: письмо Раскольникова из поселения своему другу поможет разобраться в смысле финала произведения. А для систематизации событийного ряда произведения можно попросить написать дневник персонажа.
Также можно использовать игру «Узнай меня»: когда один ученик представляет какого-либо персонажа, не называя его, а остальные задают вопросы для того, чтобы отгадать, кто это.
Приведенные две игры наиболее целесообразно использовать на начальных этапах внедрения данной технологии, соблюдая принцип перехода от простых форм к более сложным.
Более сложный вид использования ролевых элементов — построение дискуссии как ролевой игры. Отличие такого рода дискуссии от обычной заключается в том, что свою точку зрения по заявленному вопросу отстаивают не ученики, а герои. Например, такая ролевая дискуссия может быть проведена между Иваном Карамазовым и Инквизитором на основе «Поэмы об Инквизиторе» из «Братьев Карамазовых» Достоевского.
Еще более высокий уровень использования ролевых игр в школе — организация литературных салонов и кафе. Для каждого собрания участников выбирается какая-то тема. Например, жизнь и творчество Пушкина. Ученики принимают на себя роли людей, связанных с поэтом, и просто людей XIX века. В процессе подготовки изучается культура салонов пушкинской поры, готовятся инсценировки произведений, сцен из жизни героя. Можно предложить «переиграть» события его жизни, а для этого необходимо знать реальные факты. Такая форма позволяет заинтересовать школьников биографией поэта, обратить их внимание на
произведения, лежащие за рамками школьной программы.
Еще один вариант проведения ролевой игры - представить, как то или иное произведение школьной программы можно было бы поставить на сцене. Это своеобразная игра в театр, когда класс должен объединиться в труппу и попытаться «перенести» действие художественного творения на воображаемые подмостки. При кажущейся простоте данной задачи ролевая игра требует немалой предварительной подготовки, как со стороны учителя, так и со стороны учеников. Игра должна начаться с распределения ролей. Главное лицо в театре — это режиссер. Ученик, которому достанется эта роль, выступает первым и может задавать любые вопросы любому участнику игры. Он определяет общую концепцию спектакля, о чем он будет. Следующим вступает в игру сценарист. Он должен предложить сценарий спектакля, естественно, опираясь на текст произведения. Сценаристу необходимо четко представлять себе, сколько будет действий в спектакле, чем он начнется, закончится, где будет его кульминация, какие эпизоды войдут в инсценировку.
Заведующий литературной частью — это человек, досконально знающий текст, его мельчайшие детали. Он должен внимательно выслушать сценариста и одобрить или не одобрить его проект сценария. Если необходимо, он может вносить уточнения, корректировать, изменять что-либо.
Художник отвечает за художественное оформление спектакля. Это декорации, цвет, свет, костюмы. Он заранее знакомится со сценарием и предлагает свое художественное решение каждого действия.
Композитор, который берет слово вслед за художником, говорит о музыке к спектаклю, где она будет звучать (и будет ли она вообще звучать), в каких картинах, с какими героями какой лейтмотив будет связан.
И наконец, актеры. Они должны предложить свою версию роли, их задача — увидеть все произведение изнутри героя. Для этого необходимо собрать все детали, все частности, касающиеся этого персонажа: его происхождение, поведение, жесты, манеры, внешность, одежда, привычки, разговор. Но самое главное - они должны понять, что это за человек, как его играть, что в нем доминирует.
Роли актеров самые сложные, так как здесь нужно не только знать текст, но и обладать навыками психологического анализа, элементарной фантазией. После выступлений актеров (желательно на роль каждого героя назначить не одного, а 2-х человек), режиссер подводит итоги и сообщает, каких актеров он возьмет в основной состав, каких — во второй.
Директор театра завершает воображаемый художественный совет. Он — человек коммерческий, его волнует прежде всего, будет ли иметь спектакль кассовый успех, пойдет ли на него публика и какого возраста, будет ли он приносить доход. С этих позиций он и должен выступить.
Роль театрального критика сложна тем, что она импровизационная. Должна прозвучать устная рецензия на спектакль: будет ли он событием в театральной жизни.
Наивный зритель, выступающий последним, должен войти в роль обыкновенного среднего обывателя, который посмотрел этот спектакль из зрительного зала. Его мнение очень важно, так как по нему можно судить, поймет ли публика то, что ей хотели сказать и показать.
Учитель, по возможности, не должен прерывать ход игры своими репликами, а после обсуждения высказать общее мнение о спектакле и отдельно оценить игру каждого.
Если серьезно отнестись к такой форме урока, то должен получиться заинтересованный, неформальный разговор о произведении, который кому-то поможет взглянуть на изучаемое произведение по-другому, отвлечься от стереотипов и в конце концов даже снова перечитать его.
Как выглядит подготовка и проведение ролевой игры?
• Первый этап — планирование. Учитель, принимающий на себя роль мастера игры, определяет цели введения ролевой игры в образовательный процесс, формулирует проблему, которую необходимо решить в процессе нее. Учитывая это, выбирается форма игры. В круг задач мастера также входит создание мира игры: его географии, хронологии, предыстории, экономики, политической и социальной структуры, списка ролей и вводных к ним, возможно, правил. Во вводной, предназначенной только для того, чью роль она прописывает, рассказывается краткая биография персонажа, его психологический портрет, информация, которой он владеет, описываются его цели в игре.
• Второй доигровой этап — подготовка. На этом этапе готовятся театрализованное вступление и заключение, если они предусмотрены. Учитель рассказывает об игре, игровой ситуации ребятам, ставит перед ними проблему, раздает правила и вводные. Эту работу целесообразно проводить за неделю до игры. Тогда у ребят остается время для индивидуальной подготовки, и в то же время они не успевают утратить интерес к предстоящему событию. Распределение ролей можно провести, учитывая желание детей. Тогда учитель продумывает проблему и сообщает ее ученикам, а ребята сами придумывают роли, пишут вводные. В этот период проводится подготовка материальной базы: территории, оформления, костюмов или их элементов, реквизита.
• Третий этап составляет собственно игра. Ввод игроков в игру может осуществляться через театрализованное вступление или через объяснение предыгровой ситуации мастером игры. После этого ученики погружаются в мир игры. По окончании игрового времени учитель предлагает ребятам подвести итоги. Игроки оценивают действия своих персонажей, команд, рассказывают о стратегии своего поведения. Учитель в свою очередь дает оценку игре и подводит ее итоги. На следующем занятии целесообразно провести проверочную работу. Такой выход не дает детям «заиграться»; у детей формируется представление об игре как об одной из форм проведения занятия.
• Четвертый этап — рефлексия. Анализ игры в целом проводится, как анализ обычного урока.

В чем заключается специфика проведения ролевой игры именно на занятиях по русской литературе? В необходимости придерживаться буквы текста, в противном случае ролевая игра будет работать не на дидактические, развивающие и аттестационные цели, а на чисто развлекательные и популистские. Всем ли доступно? Талантливый учитель, фантазия которого готова раздвинуть границы обычного восприятия, всегда найдет проблемы, подходящие для создания ролевых игр. Конечно, трудно провести ролевую игру в рамках одного предмета, так скорее всего получится интегрированный урок, хотя бы потому, что любая ролевая игра тренирует навыки общения, речи, а значит, устанавливает связь с русским языком и риторикой.
В заключение необходимо отметить следующее: для того, чтобы не отставать от требований времени, преподавателю необходимо стать Homo Ludens - Человеком играющим: внедрять в процесс обучения игровое моделирование. Оно позволяет создавать психологически комфортную среду, обеспечивающую преподавателю творческую свободу, а обучаемому - возможность самому выбирать образовательные технологии.
Все вышеперечисленные моменты относятся к игротехнической компетенции, овладение которой позволит не только влиять на формирование умений и навыков творческого и интеллектуального развития обучаемых, изменять их мотивацию, но и приобретать инновационный практический опыт по решению научных, творческих, тупиковых и кризисных проблем.

репетитор русского языка Ольга Николаевна

Категория: Преподавание
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Мы рекомендуем

О проекте | Анкеты репетиторов | Обратная связь © 2009 - 2016 uchim.biz - НАЙТИ РЕПЕТИТОРА – ЛЕГКО Хостинг от uCoz
08.12.2016 Использование материалов допускается только при наличии активной ссылки Образовательный портал Uchim.biz