|
ДИАЛОГОВОЕ ОБУЧЕНИЕ В СИСТЕМЕ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ
ДИАЛОГОВОЕ ОБУЧЕНИЕ В СИСТЕМЕ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ
В ситуации реформирования системы образования в Республике Беларусь речевая компетенция учащихся является одной из важнейших проблем преподавания русского языка и литературы в современной школе. Внимание к этому вопросу обостряют и негативные тенденции, наметившиеся в последние годы в нашем обществе: отстранение современной молодежи от нравственно-эстетических и моральных ценностей, снижение требовательности к культуре устной и письменной речи, пассивное потребление произведений искусства через средства массовой информации, повсеместное внедрение тестов в образовательную практику, которое снижает общий процент речевых высказываний школьников. «Нельзя забывать… что школа готовит молодых людей к активной речевой деятельности как деятельности социально-значимой в конкретных сферах»: общественной, познавательной, бытовой, культурной, политической и др. [5, 27]. Все вышеперечисленное свидетельствует о необходимости поиска альтернативных методов преподавания русского языка и литературы, которые способствовали бы повышению речевой культуры учащихся. Необходимо отметить, что указанная нами проблема всегда рассматривалась русской советской методикой в качестве одного из главных стержневых направлений при преподавании литературы. Изучением и решением этого вопроса занимались такие известные ученые-методисты, как Л. И. Поливанов, Н. В. Колокольцев, В. В. Голубков [4], каждый из которых выдвигал собственную классификацию методов по развитию речи учащихся. Если проанализировать все предложенные классификации, то можно увидеть, что они основываются на выделении двух типов высказываний: монологических и диалогических, каждый из которых в свою очередь обладает стройной системой видов и жанров высказываний и отличается спецификой их применения [3]. Классификация монологических высказываний дана в таблице, представленной в приложении. Мы же наиболее подробно остано-вимся на диалогических формах работы, так как, на наш взгляд, они являются наиболее продуктивными приемами развития речи учащихся. Целесообразность и эффективность их использования на уроках литературы основывается на следующих преимуществах: 1) возможность включения в процесс обсуждения той или иной проблемы большего количества участников; 2) повышение учебной активности учащихся на уроках, их заинтересованности в изучении данного предмета; 3) развитие логического и творческого мышления; 4) раскрытие индивидуальных способностей учащихся; 5) возможность углубленного рассмотрения художественного произведения; 6) формирование языкового чутья и эстетического вкуса; 7) создание условий для сплачивания учебного коллектива, создания дружественной и доверительной атмосферы. Среди многообразия жанров диалогических высказываний особое внимание заслуживает такой вид эристического диалога, как дебаты, ведущие свое начало из Древней Греции, где они были важным элементом демократии, а в средние века в Европе входили в систему образования. Сейчас дебаты, являясь активной формой обучения, проводятся в школах и университетах всего мира. Их популярность объясняется не только общими преимуществами диалогических высказываний, приведенных выше, но и специфическими, направленными на развитие следующих навыков: 1) навыки критического мышления (формулирование, определение, обоснование и анализ обсуждаемых мыслей и идей); 2) исследовательские (самостоятельный поиск решений проблемы, необходимых доказательств и примеров); 3) организационные (правильное оформление и распределение используемого материала); 4) навыки слушания и ведения записей. В чем заключается суть дебатов? В необходимости убедить нейтральную третью сторону – судей в том, что ваши аргументы лучше, чем аргументы вашего оппонента. Основная характеристика дебатов – наличие правил, обеспечивающих столкновение про-тивоположных точек зрения. Существуют также и три основополагающих принципа дебатов: 1. Дебаты учат многому. Согласно этому принципу, дебаты нацелены на то, чтобы помочь учащимся получить знания и умения, активизировать мышление и самостоятельный поиск. Главное в дебатах – научиться, а не победить. 2. Обязательство честности. Этот принцип обязывает участников дебатов быть честными в своих аргументах, в использовании свидетельств и в ответах в период перекрестных вопросов. 3. Уважение, то есть в ходе дебатов критикуется не личность участников, а их идеи, аргументы, рассуждения и свидетельства. При организации дебатов необходимо учитывать следующие его структурные компоненты: 1) Тема. В дебатах тема формулируется в виде утверждения (например, "Красота спасет мир"). 2) Утверждающая сторона, которая пытается убедить судей в правильности своих позиций (утверждение формулировки темы). 3) Отрицающая сторона, которая хочет доказать, что позиция утверждающей стороны неверна. 4) Аргументы. 5) Поддержка и доказательства. Вместе с аргументами участники дебатов должны представить суды свидетельства (цитаты, факты, статистические данные), поддерживающие их позицию. 6) Перекрестные вопросы. Под этим подразумевается раунд вопросов спикера одной команды и ответов спикера другой. 7) Решение судей в пользу одной из команд. Также в правилах дебатов существует и регламент выступлений, контролируемый тайм-кипером (хронометрист). Однако, на наш взгляд, на первых этапах апробирования дебатов в рамках школьного урока не следует концентрировать особое внимание именно на времени, так как это может спровоцировать страх не успеть высказаться и боязнь выступления в целом. В общем же, высказывание одного спикера не должно превышать 2–3 минут. Используя общую схему и правила проведения дебатов, можно предложить следующий вариант проведения занятия по изучению романа Ф. М. Достоевского "Преступление и наказание". Классу предлагается следующая тема: "Нет строже наказания, чем муки совести", которая подкрепляется несколькими тезисами (их задача углубить тему и раскрыть с различных сторон): – Человек не властен над совестью. – Муки совести влекут за собой муки физические. – Совесть – второе "я" человека. На каждый тезис отводится по 10 минут (в рамках стандартного урока), в течение которых 2 стороны пытаются опровергнуть или утвердить правильность тезиса, непосредственно используя текст романа. После отведенного времени судьи либо ведущий подводит итог обсуждения и определяет победу той или иной команды. В конце урока после обсуждения тезисов судьи (ведущий) определяют победителя по итогам трех тезисов и обобщают весь ход ведения дебатов. Такой вариант на первых этапах проведения дебатов представляется нам достаточно эффективным и несложным в плане проведения и подготовки. Помимо дебатов, на уроке по изучению романа "Преступление и наказание" можно использовать такую разновидность функционально-ролевого диалога, как театрализованно-художествнный [5см. при-ложение], задача которого способствовать погружению учащихся в эпоху, в мир писателя, в художественную структуру произведения, в мир героев для углубленного постижения их изнутри, усвоения и воспроизведения речевого стиля эпохи и индивидуального стиля писателя. Так, в рамках театрализованно-художественного диалога можно провести импровизированный суд над Раскольниковым, в процессе подготовки которого распределяются роли, объясняются цели и задачи каждого из учащегося, обсуждаются грим и костюмы. Среди основных ролей можно выделить следующие: – подсудимый (Раскольников); – суд присяжных; – судья; – прокурор (Порфирий Петрович); – адвокат; – свидетели со стороны Раскольникова (Соня Мармеладова, Пульхерия Александровна, Разумихин, Дунечка, адвокат Рас-кольникова; – свидетели со стороны прокурора (Лужин, Свидригайлов, скупщик краденого Кох, содержатель распивочной Душкин). Оставшиеся незадействованными ученики принимают участие в ка-честве зрителей. Вся инсценировка проводится по системе реального суда: выступления и опрос сторон защиты и обвинения, допрос самого Раскольникова, вынесение вердикта суда присяжных и указание меры наказания. Такая форма проведения занятия целесообразна после углубленного изучения самого произведения в качестве закрепляющего занятия. Кроме того, дебаты и литературные суды уместны для апробирования в старших классах на более высоком уровне литературного развития. В заключение следует отметить, что в связи с тенденцией распространения инновационных технологий обучения [2]: проблемного обучения, личностно-ориентированных, игровых и др., а также с уходом на второй план традиционного обучения и авторитарной педагогики, диалоговые формы обучения приобретают особо актуальное значение на современном этапе преподавания гуманитарных дисциплин. На основании вышесказанного нам видится необходимым распространение предложенных форм обучения в средних школах и информирование педагогов о существующих современных методах обучения и самой технологии их применения. Апробирование диалоговых форм в учебной практике будет способствовать не только активизации мышления учащихся, развитию творческих способностей, повышению уровня речевой культуры, но и улучшению качества самого образования, которое отвечало бы потребностям современного общества.
Литература
1. Буш Г. Я. Диалогика и творчество. – Рига: Авоте, 1985. 2. Жук О. Л. Педагогика. – Мн.: Высшая школа, 2003. 3. Леонов С. А. Речевая деятельность на уроках литературы. М., 1999. 4. Методика преподавания литературы: Учебник для студентов педагогических вузов / О.Ю. Богданова и др. – Глава Х. – М.: Издательский центр «Академия», 1999. 5. Протчанка В. У. Актуальныя праблемы тэорыі і практыкі навучання беларускай мове / В. У Протчанка. – Мн.: НІА, 2001. |
Категория: Преподавание
|
|
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]
|
|