|
Баллады о Робин Гуде
Тема: «Баллады о Робин Гуде». Тип урока: урок комбинированный (урок изучения литературного произведения + изучение теоретико-литературных понятий). Место в системе уроков: на данную тему по программе отводится 1 час после 3-х часов, посвященных «Песне про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» М.Ю. Лермонтова, и непосредственно перед изучением литературных баллад. Оборудование: − на школьной доске записаны дата, тема урока и эпиграф, взятый из баллады В. Высоцкого «Баллада о времени»: Чистоту, простоту мы у древних берем, Саги, сказки из прошлого тащим, Потому что добро остается добром – В прошлом, будущем и настоящем. − на партах лежат школьные учебники. Цели: 1) познавательная: а) дать понятие о балладе как лиро-эпическом жанре; б) познакомить учащихся с балладами о Робин Гуде; в) дать понятие о культурно-историческом контексте, в котором возникли баллады; г) научить в выразительном чтении передавать динамику чувств и событий героя и повествователя. 2) развивающая: учить высказывать первичные впечатления о произведении; прослеживать развитие сюжета баллад; находить основную проблему произведения; выявлять мотивы и следствия поступков героев баллад; формулировать и обосновывать причину популярности и «вечности» главного героя баллад. 3) воспитательная: воспитывать умение творчески воспринимать художественное произведение; формировать умение высказывать аргументированное оценочное суждение; развивать образно-ассоциативное мышление; развивать эмоциональную отзывчивость, умение сопереживать героям; вызвать интерес к герою баллад, желание самостоятельно продолжить знакомство с литературой и кинофильмами об этом герое.
План урока I. Оргмомент. II. Проверка домашнего задания. III. Изучение нового материала. 1. Слово учителя. 2. Лекция о происхождении баллады. 3. Эвристическая беседа. 4. Выразительное чтение по ролям. IV. Обсуждение и закрепление нового материала. 1. Аналитическая и эвристическая беседа. 2. Лекция о строении баллады и ее особенностях; 3. Проблемные вопросы. V. Подведение итогов, выставление оценок, домашнее задание. Ход урока I. Оргмомент. II. Проверка домашнего задания (выразительное чтение отрывка, выученного наизусть, из «Песни про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца «Калашникова» М.Ю. Лермонтова») III. Изучение нового материала. 1. Слово учителя: Как вы думаете, с чего начинается литература? Что было раньше: легенды, песни, сказки или большие романы, поэмы, повести? Все мы знаем, что истоком письменной литературы любого народа является устное народное творчество. Сегодня мы познакомимся с одним из жанров европейского фольклора – балладой. Далее следует краткая лекция учителя о возникновении баллады, ее особенностях. Лекция основана на материале учебника (стр. 54-56), но чтобы сэкономить время, учитель делает короткий пересказ указанной статьи с собственными дополнениями и комментариями. 2. Лекция: Издавна на юге Франции, в Провансе, существовал обычай отмечать в мае приход весны. Всюду плясали, пели, водили хороводы. Песни, под которые танцевали, прославляя весну и счастливых влюбленных, и называли балладами (от прован. вallar – плясать). Но скоро баллады утратили свой плясовой характер, и это название закрепилось за поэтическими произведениями повествовательного характера обычно с острым, напряженным сюжетом. Итак, баллада – это небольшое стихотворение лиро-эпическое произведение с острым и напряженным сюжетом. (NB: Определение записано на доске и учитель просит детей записать его в тетрадь). Разнообразны и увлекательны сюжеты баллад: они могут быть героическими (о борьбе с вражеским нашествием или о восстании против короля-тирана), фантастическими (в балладах встречаются русалки, эльфы, лесные цари и т.д.), легендарными. Наиболее древние баллады записаны в Англии в 13 веке, а самые популярные – баллады о Робин Гуде. • Вопрос к классу с целью активизации мышления и внимания: − Кто же такой Робин Гуд? − Как вы думаете жил ли Робин Гуд на самом деле? После различных ответов учитель продолжает лекцию. Робин Гуд действительно жил в годы правления короля Ричарда I (1157-1199). В то время, когда король после неудачного крестового похода пребывал в плену, в стране хозяйничали и бесчинствовали богатые феодалы во главе с братом короля – принцем Джоном. Собрав сотни молодцов, Робин Гуд ушел в Шервудский лес и стал грозой богачей и верным защитником всех обездоленных. • Вопрос к классу: − Как вы думаете как переводится имя Робин Гуда? После различных ответов учитель пишет на доске: Робин – уменьшит.от имени Роберт. Гуд – hood (англ.) шляпа. wood (англ.) лес good (англ.) добрый, хороший. 3. Чтение баллады по ролям (метод – выразительное чтение). Учитель предлагает озвучить следующие роли: − рассказчик (повествователь) − Робин Гуд − монах − Малютка Джон − привратник. Однако перед прочтением учитель предлагает обсудить, какая интонация должна быть при чтении выше указанных ролей. (предполагаемые ответы: повествователь – спокойная, размеренная, величественная; Робин Гуд – смелая, воинствующая, отважная, торжественная; Малютка Джон – смелая, непоколебимая, слегка насмешливая, грозная; Монах – гневная, мстительная, самоуверенная; Привратник – казенная, каменная, грубая, недоверчивая). Затем ребята читают балладу, при чем учитель активно участвует в работе, корректируя и задавая правильный темп и интонацию. IV. Обсуждение закрепление нового материала (основной метод – аналитическая и эвристическая беседа) 1. − Понравилась ли вам баллада? Все ли вам было понятно? (Следует дать понятие след.слов (метод – лексический комментарий)): отходная – молитва, читаемая над умираемым; двурусный меч – длинный (до 1,5 м) и тяжелый меч, которым действовали, держа за рукоять двумя руками; Шериф – в средневековой Англии сродни губернатору. Этот чиновник, назначаемый лично королем, осуществлял всю административную, полицейскую, судебную и военную власть в графстве. Он также собирал налоги, что открывало широкий простор для злоупотреблений. − Каким вы представляете себе Робин Гуда? Попробуйте описать его внешний облик. (В помощь учитель затем показывает различные изображения Робин Гуда – прилож. № 1). − Какие чувства вызвал у вас главный герой? Чем запомнился? 2. Лекция учителя на основе краткого пересказа статьи на с. 63. Учитель рассказывает о строении баллады, предлагая рассмотреть схему, начерченную на доске:
завязка(зачин) -> развитие действия -> кульминация -> концовка
В основной части баллады (развитее действия) следует рассказ о каких-то событиях, заключающих в себе конфликт. Поэтому, как правило, в этой части присутствует диалог, который и создает эмоциональное напряжение. Иногда он может отсутствовать, на самом же деле он просто скрыт, т.к. монолог баллады обращен не к ее слушателю, а к какому-то подразумеваемому собеседнику, имеющему отношение к описываемым событиям. 3. * Вопросы (метод – эвристическая беседа): − Расскажите, какие действия принадлежат каждому пункту (Предлагаемый ответ: зачин – вступительная баллада, развитие действия – рассказ о приключениях Робин Гуда в Ноттингеме, кульминация – освобождение Робин Гуда, развязка – последний куплет). Учитель: − Как уже говорилось, в основу баллады положено необычное, яркое событие, заключающее в себе конфликт. Определите, пожалуйста, конфликт в этой балладе (Предполагаемый ответ: конфликт между свободолюбивыми Робином, Малюткой Джоном и коварным Монахом и шерифом). − Вы уже знаете, что баллада является лиро-эпическим жанром. Найдите, пожалуйста, признаки лирики и эпики. (Предполагаемый ответ: черты эпического произведения – дается развернутое во времени и пространстве описание жизни героев и происходящих событий; временная дистанция между временем действия и временем повествования при этом сохраняется, черты лирического произведения – лирическое произведение основано на выражении автором мыслей, чувств и переживаний, вызванных теми или иными явлениями жизни. В нашем случае рассказчик выражает свое личное отношение к герою и происходящим с ним событиям. Это не просто наблюдатель и повествователь, а сопереживающее лицо, которое дает эмоциональную оценку происходящему). − Где наиболее четко и ясно отражен взгляд автора на описываемые события (В прологе). − Какие строки баллады говорят нам о том, что симпатии автора на стороне Робин Гуда. (Стоял в толпе седой монах//Да будет проклят он!), а также через контраст в описании Робен Гуда и его противников. Проблемные вопросы: − Можно ли назвать Робин Гуда «вечным» игроком? Почему? − Припоминают ли ребята какого-нибудь литературного или киногероя, похожего на Робин Гуда? (Учитель в помощь показывает изображение актера Антонио Бендераса в роли Зорро, который является испанским вариантом Робина Гуда. Затем учитель рассказывает о том, что Робин Гуд – необычно популярный персонаж: по мотивам баллад был снят не один фильм, мультфильм, а также созданы компьютерные игры – показ рисунков). − Учитель обращает внимание на эпиграф к уроку, записанный на доске, и предлагает обсудить, что он означает и как объясняет образ Робин Гуда и значение самих баллад. (Предполагаемые ответы: * Из поколения в поколение передается мудрость и опыт, накопленные нашими предками. Именно поэтому для нас так важны сказки, предания и т.д., в том числе и баллады о Робин Гуде, в которых воспевается доблесть и отвага и утверждается незыблемая победа добра над злом. * Необходимо хранить, изучать и передавать далее преданья старины и воспитывать на них своих детей, т.к. в них в простой и ясной форме заключена квинтэссенция всего мироустройства, базирующаяся на категориях добра и истины. * Добро всегда остается добром, и поэтому не надо изобретать велосипед и придумывать каждый раз новое содержание для этого понятия. Добро – вневременная категория, не зависящая от поколений, эпохи, в которой мы живем. Но жить в соответствии с законами морали и этики и защищать добро отчасти помогают сказки и баллады, подобные тем, что мы прочитали на уроке). V. Подведение итогов урока, выставление оценок, домашнее задание – задание дифференцированного типа (на выбор): 1) Ученики получают текст баллады «Робин Гуд и шериф». На основе которой необходимо будет выделить и записать следующее: − строение баллады (определить основные части и относящиеся к ним эпизоды); − основные характеристики баллады как жанра (с примерами); − доказать, что представленная баллада – лиро-эпическое произведение, т.е. найти признаки лирики и эпики. 2) Творческое задание: инсценирование / иллюстрирование и т.д.
репетитор русского языка Ольга Николаевна
|
Категория: Преподавание
|
|
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]
|
|